Шизоидное расстройство детского возраста

Шизоидное расстройство детского возраста

Мир человеческой психики – во многом terra incognita даже для современного уровня развития психиатрической отрасли науки. Поэтому не удивительно, что многие специалисты на протяжении десятилетий обсуждают психические патологии и до сих пор до конца не изучили их природу. Одной из них является шизоидное расстройство, заставляющее человеческую личность своеобразно и оригинально воспринимать окружающий мир, близких и чужих людей, совершать неоднозначные поведенческие поступки.

Расстройство шизоидного типа оказывает всестороннее влияние на человеческую личность и задает характерные особенности мышления, общения и поведения. Люди-шизоиды живут в своем мире, наполненном фантазиями и интроспективными опытами. Они мало нуждаются в общении с окружающими, в различных видах социального взаимодействия и общепринятых способах профессиональной самореализации. Контакты с внешним миром поддерживают только формально и исключительно при необходимости. Они не эмоциональны, не проявляют эмпатии, им безразлична похвала и критика, исходящие от других людей.

Для людей с шизоидным расстройством характерны такие внешние поведенческие особенности, как тугоподвижность, угловатость движений, их однообразие и скудность. 50% шизоидов предпочитает в одежде манерный стиль. Другая половина больных наоборот небрежны и неряшливы. Все люди, имеющие данную патологию, не приспособлены к быту, беспомощны в элементарных вопросах повседневной жизни. Но в творчестве шизоиды могут добиться больших успехов, чем люди, обладающие обыкновенной психикой и стандартным мышлением. Среди индивидов с шизоидным расстройством много увлеченных литературой, математикой, естествознанием, чему способствует нестандартный оригинальный тип мышления.

Причины, симптомы и диагностика заболевания

  • Причины, симптомы и диагностика заболевания
  • Проявления шизоидного расстройства в различные возрастные периоды
  • Социальная адаптация при шизоидном расстройстве личности
  • Отличие шизоидного расстройства от других психических патологий личности
  • Лечение
  • Так что же есть шизоидное расстройство личности?

Причины, вызывающие шизоидный тип расстройства личности, зачастую можно увидеть в далеком детстве человека. Согласно проведённым исследованиям, родители будущего шизоида чаще всего не уделяли ребенку достаточного внимания, малыш получал мало положительных эмоций от них, не чувствовал их любви и заботы. В будущем это привело к отчужденности от мира и людей, породило компенсаторную реакцию защиты в собственном мире. Не исключены и генетические причины. Однако четкой картины причин возникновения данной патологии представить пока не удалось.

Диагностика шизоидного расстройства требует высокого профессионального мастерства психиатра или психолога. Для постановки такого диагноза не требуется лабораторных исследований крови или тест на выявление генетических нарушений, которые используются для диагностики некоторых психических патологий.

Тест на выявление шизоидного расстройства личности содержится в личностном опроснике Р. Кеттелла, позволяющем произвести углубленное исследование психических особенностей личности. Специалист получает итоговый результат – психографический профиль личности. Эта методика выявляет эмоциональные, интеллектуальные и коммуникативные качества человека, позволяющие сделать вывод о наличии или отсутствии психической патологии у него, а также о ее типе.

Международный классификатор болезней (МКБ-10) перечисляет следующие симптомы шизоидного расстройства (необходимо выявить три или более признака):

  • отсутствие способности получать удовольствие;
  • эмоциональная холодность, отчужденность, безразличие ко многому;
  • неспособность проявления как теплых чувств к другим, так и эмоции гнева;
  • недостаточная реакция на похвалу или критику;
  • отсутствие интереса к сексуальной сфере (необходимо учитывать возраст);
  • увлеченность фантазиями и интроспекцией;
  • предпочтение одиночества, уединенной деятельности перед пребыванием или работой в коллективе;
  • безразличие к общепринятым социальным нормам;
  • отсутствие близких друзей и доверительных отношений, нежелание их иметь.

Проявления шизоидного расстройства в различные возрастные периоды

Шизоидное расстройство детского возраста проявляется уже в 3-4 года. Такие дети сдержанны в проявлении чувств, что не свойственно периоду детства, имеют слабую привязанность к родным. Любят быть в одиночестве, либо предпочитают детскому коллективу компанию взрослых. Молча слушают взрослые разговоры, либо самостоятельно играют в тихие и спокойные игры. Им свойственен отвлеченный абстрактный тип мышления. Шизоидное расстройство детского возраста отличает интерес к вопросам философского характера (происхождение мира, явления жизни и смерти и т.д.). Создается впечатление, что дети, подверженные этой психической патологии, взрослеют раньше своих сверстников.

В подростковый период замкнутость и отгороженность от сверстников у ребенка могут еще больше углубиться. Подросток-шизоид находится в мире своих интересов и фантазий, к жизни других подростков относится с безразличием или неприязнью. С годами у больного происходит своеобразная адаптация к своему состоянию, развивается способность к самонаблюдению и некоторому самоконтролю. У родных и близких подростка наступает привыкание к его поведенческим особенностям, поэтому шизоидное расстройство подростка воспринимается легче, чем шизоидное расстройство детского возраста.

Некоторые подростки могут переживать одиночество, неспособность к общению, сложность найти друга. Однако попытки установить приятельские отношения не длятся долго, и шизоид легко уходит в свой собственный внутренний мир. Человек с шизоидным расстройством не умеет выражать свои эмоции, как не умеет и реагировать на эмоции других, что часто вызывает переживания его родных и близких. Но он не желает кого-либо обидеть или получить удовольствие по типу садистического, это просто особенность его психики.

Для диагностики расстройства шизоидного типа у ребенка или подростка, требуется присутствие клинической картины не менее 1 года. Этому заболеванию больше подвержены мужчины, чем женщины. Распространенность шизоидного расстройства в мире охватывает до 7,5 % всех людей планеты. Признаки шизоидного типа расстройства личности с возрастом проявляются все меньше. Пик симптоматики наблюдается в возрастном диапазоне от 40 до 50 лет.

Социальная адаптация при шизоидном расстройстве личности

Шизоидное расстройство личности умеренного типа не препятствует адаптации индивида в обществе. У человека могут быть даже один или два неблизких друга. Важен правильный подход к выбору профессии. Строго противопоказаны профессии типа «человек – человек», но вполне подойдут профессии «человек – знак», «человек – техника». Увлеченность шизоидов, их интерес не столько к результату, сколько к самому процессу деятельности, способны привести к успехам и даже открытиям и изобретениям.

Читайте также:  Моча по нечипоренко как собирать у взрослого

Если у человека диагностируется шизоидное расстройство личности, то военная служба находится под вопросом. Даже не смотря на то, что это не заболевание, а отклонение от нормы. Стоит продумать последствия, которые может принести человеку, имеющему шизоидное расстройство личности, армия. Такие граждане в отношении к службе в вооруженных силах, согласно закону, имеют категории «ограниченно годен», если расстройство личности выражено умеренно, и «не годен» при резко выраженном расстройстве. Учитывая особенности, которыми характеризуется шизоидное расстройство личности, армия неизменно создаст психологическое напряжение, негативные эмоции, сложнейшую ситуацию тесного повседневного общения с сослуживцами, что очень нежелательно.

Отличие шизоидного расстройства от других психических патологий личности

На шизоидное расстройство могут быть похожи и другие распространенные психические патологии. Такое расстройство следует отличать от шизофрении вялотекущей формы. Нередко подростковые обострения шизоидного расстройства принимают за признаки начинающейся шизофрении. Однако отличия между этими двумя патологическими состояниями есть. Шизофрении свойственно проявляться в более взрослом возрасте, а в детстве и подростковом периоде ребенок может ничем не отличаться от сверстников. При наличии шизоидного расстройства личности характерные особенности – замкнутость, погруженность в собственный мир, эмоциональная ригидность проявляются уже с раннего детства.

Лечение

Людям с шизоидным расстройством личности свойственно не обращаться за помощью в клинические учреждения, пока патология не начинает серьезно осложнять их жизнь. Часто это происходит, когда защитные системы психики уже не способны справляться со стрессовыми ситуациями.

Лечение шизоидного расстройства предполагает нелекарственные методики. Основным методом выступает психотерапия, во время которой доктор описывает пациенту стандартные эмоции и предлагает попробовать их пережить. Действенными также могут оказаться ролевые игры, дающие образцы общепринятого социального поведения.

Так что же есть шизоидное расстройство личности?

В современной медицине шизоидное расстройство личности не следует считать патологией, это скорее ментальная норма, специфический образ мышления и поведения некоторых людей. Этот подход позволяет увидеть в шизоидном расстройстве огромный творческий потенциал, нестандартный взгляд на мир людей, игнорирующих существующую социальную систему, желающих мыслить и действовать вне ее подчас нивелирующих индивидуальность границ.

В последнее время наблюдается тенденция к увеличению случаев возникновения шизотипического расстройства у детей. Точная статистика в этой области не ведется, но специалисты отмечают, что все большое количество маленьких пациентов нуждаются в их помощи.

К психотерапевтам и психиатрам дети с шизотипическим расстройством личности попадают чаще всего в старшем возрасте, хотя выявить проблему можно намного раньше. Родители зачастую списывают странности в поведении на особенности характера и наследственности, стремясь сделать их «такими же, как все». Такой подход к воспитанию лишь усугубляет положение.

Дети с расстройством обычно не имеют проблем с интеллектуальным развитием, их отличает повышенная тревожность, неумение строить отношения с окружающими и перепады настроения. А это, как правило, мало беспокоит окружающих.

Даже если родители видят проблемы, они не спешат отправляться за помощью к психиатру. Они боятся, что в больнице ребенку поставят клеймо «псих», тем самым испортят ему жизнь. Однако игнорирование расстройства приводит к еще большим проблемам. Своевременное вмешательство профессионалов и терапия позволит ребенку значительно повысить качество свое жизни в будущем.

Первые признаки

Прежде всего стоит отметить, что шизотипическое расстройство и шизофрения являются различными состояниями. В первом случае наблюдается пограничная патология, которая действительно имеет схожие с шизофренией проявления. Специалисты часто называют шизотипическое расстройство одной из разновидностей вялотекущей шизофрении.

Выявить подобное расстройство при помощи лабораторных исследований невозможно. Их проводят для выявления физических причин «непонятного» поведения. Если таковые не выявлены, то ребенок может быть направлен для консультации к психотерапевту или психиатру.

Дети с шизотипическим расстройством могут демонстрировать самые разные формы поведения.

  1. Дети очень категоричны в своих высказываниях. Они часто дают обещания, в которых фигурируют слова «никогда» или «всегда», но выполнить обещанное не получается. Подобные нарушения обещаний приобретают хронический характер.
  2. Шизотипическое расстройство часто выражается в гипертрофированном восприятии и обидчивости. Могут возникать вспышки гнева по отношению к родителям и членам семьи.
  3. Избегание общения с другими людьми является своеобразной защитной реакцией. Таким образом дети с психическими проблемами снижают уровень ответственности за свои поступки, вероятность получения критики или отторжения окружающими.
  4. При шизотипическом расстройстве люди склонны к излишней «катастрофизации». Они предполагают самый худший сценарий развития событий, в результате этого они отказываются от каких-либо действий.
  5. Вокруг детей с шизотипическим расстройством царит хаос. Они создают беспорядок, разрушая все вокруг, и создают условия для риска.
  6. Цикличность рассуждений. Поток мыслей идет бесконечно, при этом речь содержит шаблоны, повторяющиеся друг за другом.
  7. Отрицание событий из прошлого, ставшими болезненными или травмирующими для ребенка.
  8. Невозможность позаботиться о себе и болезненная зависимость от взрослого человека. Это касается как эмоционального благополучия и физического состояния, так и необходимости самостоятельно принимать решения.
  9. Депрессия также может свидетельствовать о наличии психического расстройства.
  10. При шизотипическом расстройстве дети незаслуженно ожидают от окружающих людей создания более благоприятных условий. Восприятие собственных прав является нарушенным, в итоге у ребенка может развиться фаворитизм – привычка получать особое положение в любом окружении.
  11. Богатая фантазия приводит к тому, что ребенок начинает выдумывать события и верить в них. Так он создает себе другую, более счастливую жизнь и убегает от реальности.
  12. Резкие перепады настроения, особенно часто они возникают в момент семейных праздников или других событий, вызывающих сильные эмоциональные переживания и воспоминания.
  13. При расстройстве ребенок начинает проявлять гипербдительность. Он демонстрирует заинтересованность в чужих комментариях и мыслях, а также поведении других лиц. Кроме того, может наблюдаться слишком бурная реакция на разочаровывающие события. Такая истерия является способом отвлечь себя и окружающих от реальных проблем.
Читайте также:  Детское средство от запора

К другим тревожным симптомам можно отнести заниженную и неадекватную самооценку, перфекционизм и патологическую ложь. У ребенка с шизотипическим расстройством проявления патологии бывают периодическими. В моменты ясности он может чувствовать «неправильность» своего поведения и даже пытаться загладить свою вину перед окружающими. Но чаще всего пациенты с шизотипическим расстройством отрицают наличие у них проблем.

Но данные признаки не являются диагностическими критериями — некоторые из них могут свидетельствовать о педагогической запущенности, излишней избалованности ребенка или наличии других проблем с психикой. В любом случае подобное поведение ребенка должно насторожить родителей, стать поводом для обращения к специалистам для оказания профессиональной помощи.

Диагностика

Для постановки диагноза специалисты используют специальные тесты, а также диагностические критерии. Шизотипическое расстройство выявляется при наличии 4-х признаков из этого списка:

  • безразличие к окружающим людям и событиям, асоциальность;
  • повышенная раздражительность, особенно при знакомстве с новыми людьми;
  • беспричинные вспышки гнева;
  • чудаковатая манера поведения или пристрастие к «странной» одежде;
  • наличие собственных навязчивых идей, часто противоречащих общепринятым нормам, а также неадекватное мышление;
  • излишняя подозрительность, граничащая с паранойей;
  • у подростков могут наблюдаться расстройства сексуального характера;
  • бессвязная речь, визуальные и слуховые галлюцинации;
  • общение с придуманными персонажами или несуществующими людьми.

При знакомстве с пациентом психотерапевт проводит первичный осмотр, а также долго беседует с ним. Все это позволяет выявить нарушения в мышлении и восприятии, свойственные для шизотипического расстройства. Если эти проявления наблюдаются у пациента на протяжении длительного периода, то высока вероятность того, что ему будет поставлен диагноз – шизотипическое расстройство.

Принципы терапии

Шизотипическое расстройство является хроническим и вялотекущим заболеванием. Если его диагностируют у пациента, то ему может быть присвоена вторая группа инвалидности, однако этот вариант развития событий возможен только в самых тяжелых случаях. Такой ребенок не сможет служить в армии или правоохранительных органах в будущем, также могут возникнуть сложности с получением водительских прав. Но это не значит, что обращаться к специалистам не нужно. Наоборот, чем раньше расстройство будет выявлено, а также будут приняты адекватные меры к коррекции состояния ребенка, тем более высокой будет вероятность того, что он сможет вести нормальную жизнь.

Сложность терапии при шизотипическом расстройстве состоит в том, что больные не признают своей «ненормальности» и эксцентричности. Инициатором лечения обычно выступают родственники пациентов, а те категорически от него отказываются. Работа психотерапевта построена на постоянном общении с больным, которое направлено на коррекцию поведения, снижение агрессивности и обучения общению с родственниками и окружающими людьми.

Терапия при шизотипическом расстройстве ведется по нескольким направлениям:

  1. Прием медикаментозных препаратов. На сегодняшний день не существует таблетки от шизофрении или расстройств, схожих с ней. Лекарства применяют для нормализации состояния пациента, снижения тревожности, налаживания режима питания и сна. Кроме того, прием некоторых препаратов делает больных более восприимчивыми к психотерапии.
  2. Психотерапия. Сегодня существует много различных направлений психотерапии, каждый из которых может быть использован при коррекции шизотипического расстройства. Выбор конкретной методики во многом зависит от специализации психотерапевта и состояния пациента. Психотерапия может проводиться индивидуально или в группах, но при работе с маленькими пациентами групповое общение бывает затруднено. Кроме того, психотерапевт работает и с родителями, поскольку они зачастую сами не понимают, как необходимо строить отношения со своим «особенным» ребенком.
  3. Вспомогательные методы. При вялотекущей шизофрении весьма эффективными бывают методики, направленные на расслабление пациента. Чаще всего специалисты используют арт-терапию, полезным будет общение с животным, например, дельфинами, лечение музыкой и т.д.

Программа коррекции патологии будет различной в каждом конкретном случае, и положительная динамика также зависит от индивидуальных особенностей пациента и его состояния.

Современная психиатрия выделяет довольно большое количество состояний, которые называются словами, содержащими приставку «шизо-». Порой разграничить их очень сложно, даже специалистам не всегда это под силу. Но четкого понимания, как они возникают до сих пор не существует. Именно поэтому лечение патологии часто бывает симптоматическим. То есть, у пациента будут лечить апатию и депрессивные состояния, помогут нормализовать сон и избавиться от тревожности, но о полном выздоровлении речь не идет.

Тем не менее, применение современных методов психотерапии позволяет социализировать детей с шизотипическим расстройством. Чтобы избавить их от навязчивых мыслей можно предложить занятие, требующее концентрации и собранности, например, кулинария. Ребенок должен будет выполнить определенные инструкции, порезать продукты и т.д. Приятным бонусом является приготовленная собственными руками вкусная еда. Некоторым пациентам помогает игра на музыкальных инструментах, музицирование также помогает избавиться от тремора рук.

При поддержке родителей ребенок, у которого диагностировали шизотипическое расстройство или вялотекущую шизофрению сможет стать самодостаточном, получить специальность и даже создать семью. Однако это возможно лишь при своевременно начатой терапии.

Детский аутизм — нарушение психического развития, характеризующееся аутистической формой контактов с окружающими, расстройствами речи и моторики, стереотипностью деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия.

В настоящее время детский аутизм относят к группе так называемых первазивных расстройств развития ( pervasive developmental disorder ). Эта группа была выделена сравнительно недавно. Ранее же симптомокомплекс детского аутизма описывался при разных формах психических расстройств и фигурировал в литературе под названиями «ранний детский аутизм» [ Kanner L ., 1943; Rutter M ., 1979], «аутистическое расстройство», «детский, или инфантильный, психоз» [ Mahler M ., 1952], «ранняя детская шизофрения» [ Bender L ., 1947, 1964].

Читайте также:  Препарат intoxic реальные отзывы врачей

Термин «первазивный» чаще используется в американской психиатрии [ Campbell M ., Shay J ., 1995]. Но многие специалисты по детскому аутизму, в частности L . Wing (1989), Ch . Gillberg (1995), B. Rimland (1996), считают этот термин неудачным, так как он, подчеркивая искажение психического развития, нивелирует структуру аутистических состояний, выводя за рамки основного определения расстройства такой его главный признак, как аутизм. Поэтому некоторые психиатры предлагают называть всю группу рассматриваемых нарушений под названиями «расстройства аутистического спектра» [Gillberg Ch., 1990] или «аутистически подобные расстройства» [Szatamari P., 1992], которые также нельзя признать удачными.

В русской версии международной классификации (МКБ-10) аутистические расстройства составляют группу нарушений, обозначенную как « Общие расстройства развития», которые определяются следующим образом: группа расстройств, характеризующаяся качественными аномалиями в социальном взаимодействии и общении и ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и деятельности.

Краткий исторический очерк. В развитии проблемы детского аутизма выделяют несколько основных этапов. Первый из них — донозологический — относится к XIX — началу XX в. Он характеризуется первыми описаниями детей с поведением, отличающимся стремлением к одиночеству и «уходами» от контактов с окружающими. Второй этап назван доканнеровским (20—40-е годы XX столетия). Когда было сформулировано понятие аутизма у взрослых больных [Bleuler E., 1911, 1920], возник вопрос о возможности развития шизоидии (с характерной для нее аутичностью) в детском возрасте [Симеон Т. П., 1927] и был описан «пустой аутизм» у детей [Lutz J , 1937]. Третий этап — каннеровский (40—80-е годы) назван по имени американского психиатра L Kanner, впервые в 1943 г. описавшего детей, неспособных к речевому и аффективному контакту с окружающими. Наблюдавшиеся им дети с первых лет жизни отличались неспособностью общаться даже с близкими людьми, однообразным поведением со стереотипиями (типа «верчения» руками и подпрыгиваний), расстройствами речи и задержкой психического развития. Такого рода расстройства стали называть «ранний детский аутизм», «детский аутизм Каннера» или «синдром Каннера». Сам L. Kanner предположил, что в основе этого синдрома лежат врожденные нарушения аффективного контакта с окружающими, что нашло отражение в названии его первой публикации (1943).

Вскоре сходный синдром описал H. Asperger (1944), который от типичного раннего детского аутизма Каннера отличался способностью детей к достаточно высокому интеллектуальному развитию (его стали называть синдромом Аспергера).

Концепция раннего детского аутизма развивалась на фоне уже существовавших в то время представлений о раннем слабоумии, шизофрении и шизоидии у детей. Опираясь на эти взгляды, L. Kann er несколько изменил свою точку зрения на ранний детский аутизм, допуская его принадлежность к расстройствам шизофренического спектра, но отграничив от шизофрении и шизоидии. Синдром же Аспергера со времени его описания рассматривается как проявление аутистической (шизоидной) психопатии.

В 1966 г из ранней детской шизофрении был выделен синдром Ретта [Rett A., 1966], который также стали относить к аутистическим детским расстройствам.

Последующее изучение аутизма у детей показало, что он может представлять собой не только достаточно специфические клинически очерченные синдромы типа раннего детского аутизма Каннера, синдромов Аспергера и Ретта, но и быть проявлением других заболеваний, обусловленных хромосомной патологией (болезнь Дауна, синдром Х-ломкой хромосомы, ФКУ и др.), обменными и органическими заболеваниями мозга, в частности туберозным склерозом. Кроме того, он может быть проявлением шизофрении, особенно постприступных состояний. В последнее время привлекается внимание и к парааутистическим состояниям, развивающимся у детей в условиях сиротства.

Таким образом, к 70—90-м годам сложилось представление, что аутистические расстройства составляют гетерогенную по происхождению и отчасти по клиническим проявлениям группу психических нарушений, что нашло отражение и в соответствующих национальных и международных классификациях.

Распространенность детского аутизма, по данным большинства исследователей, составляет 4—5 человек на 10 000 детей, т. е 0,04—0,05 % [Ковалев В. В., 1995; Wing L., 1974; Ritvo E. R. et al ., 1985; Briston S., 1988; Gillberg Ch., 1995; Campbell M., Shay J., 1995]. Эти показатели остаются достаточно стабильными на протяжении последних десятилетий, ибо в первом эпидемиологическом исследовании, проведенном V. Letter в 1966 г., болезненность детским аутизмом также определялась величиной 4—5 на 10 000 детей. Существуют, однако, и отклонения от этих показателей. Так, M Campbell и J. Shay (1995) приводят данные канадских и японских специалистов — соответственно 10 и 13,9 на 10 000 детей Последние показатели близки к тем, которые приводятся в тех случаях, когда детский аутизм рассматривается широко с включением его самых мягких форм (5—10 на 10 000 детского населения).

Детский аутизм чаще встречается у мальчиков. По данным разных авторов, обобщенным M . Campbell и J. Shay (1995), соотношение его частоты у мальчиков и девочек колеблется от 2,6:1 до 4:1.

Классификация. В построении современных классификаций детского аутизма находят отражение разные принципы. Они основаны, с одной стороны, на исторической преемственности представлений об этих расстройствах и основных их клинических проявлениях, а с другой, отражают существующие взгляды на их этиологию и патогенез. Поэтому систематики отдельных стран не только различны, но и достаточно изменчивы В этом отношении классификация аутистических расстройств, разрабатывавшаяся в Научном центре психического здоровья РАМН в течение многих лет, также уточняется и совершенствуется по мере накопления клинических наблюдений, в том числе катамнестических.

В настоящее время нами предложена следующая классификация аутистических расстройств.

Синдром раннего детского аутизма Каннера (классический вариант детского аутизма)

Синдром Аспергера (аутистическая психопатия)

Аутизм, развивающийся после приступа шизофрении (детский «процессуальный» аутизм)

Аутистическиподобные нарушения (Большинство аутистическиподобных нарушений входят в структуру умственной отсталости)

Ссылка на основную публикацию
Шейный миозит лечение в домашних условиях
Практически все слышали о таком заболевании, как миозит, но мало кто знает сколь коварным оно может быть. Он имеет во...
Чука состав
Пищевая ценность и химический состав "Водоросли "Чука"". Нутриент Количество Норма** % от нормы в 100 г % от нормы в...
Чума патологическая анатомия
Чума (Pestis) — острое инфекционное заболе- вание,характеризующееся общим тяжелым состояни- ембольного,воспалительным процессомвлимфатичес- ких узлах, легких и других органах. Высокая контагиозность,...
Шелушатся крылья носа что делать
Сухая кожа доставляет массу неудобств, и редко удается скрыть недостаток косметикой. Иногда эти средства только подчеркивают изъяны вокруг носа. Шелушение...
Adblock detector