Дефицит внимания у детей комаровский

Дефицит внимания у детей комаровский

Жизнь гиперактивных детей нелегка. Они воюют не только с собственным нездоровьем, но и с осуждением окружающих.

Почти все интернетовские тексты о детских болезнях содержат советы и комментарии врача Комаровского.

Мы тоже приведем слова уважаемого педиатра, которые прозвучали в телепередаче, посвященной проблеме гиперактивности. Сказал он приблизительно такое: «Тюрьмы на 80% заполнены преступниками, которые в детстве были гиперактивными детьми».

Трудно сказать, насколько это правда, но жизнь гиперактивных детей нелегка. Они воюют не только с собственным нездоровьем, но и с осуждением окружающих. Их не воспринимают ровесники: насмешки, конфликты, полная или частичная изоляция от коллектива преследуют всю дошкольную и школьную жизнь. Воспитатели, нянечки, учителя постоянно делают им замечания, упрекают, кричат, наказывают.

Родители гиперактивных малышей сами нуждаются в психологической помощи и поддержке, поскольку подвергаются двойному стрессу. С одной стороны, им приходится прилагать значительные усилия, чтобы растить своего не совсем обычного малыша, с другой — на них обрушивается просто лавина недовольства педагогов учебных заведений, где воспитывается или учится их ребенок.

Это трудно — каждый день идти в детский сад или школу, зная, что снова услышишь о том, как сын или дочь плохо вели себя, с кем-то подрались, переполошили всю группу во время сна или поломали мебель. Еще труднее идти потом домой, выслушивая всю дорогу жалобы и плач своего любимого чада, которое рассказывает, как его обижали, били, не принимали в игру. Кроме того, время от времени приходится иметь дело с обозленными родителями, которые справедливо возмущаются, когда видят синяки своих детей.

Не всякая нервная система такое выдерживает — родители все время находятся в зоне риска выгорания. Не каждая семья способна достойно пережить испытание гиперактивным ребенком. Супруги часто ссорятся между собой, выясняя, кто виноват в том, что у малыша сложный характер, по ошибке считая его результатом неправильного воспитания. Разлад и ссоры в семье — дополнительный стресс и еще один темный оттенок в пасмурную картину мира, который окружает сначала гиперактивного малыша, потом школьника, подростка, юную личность.

Заметим, что в этом случае под гиперактивностью мы понимаем не простую непоседливость или живой характер, а сложную неврологическую проблему под названием «синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)». Это явление относится к минимальным мозговым дисфункциям и характеризуется разбалансировкой процессов нервной системы. При гиперактивности страдают тормозные процессы, а возбудимость преобладает. Бонусом идет общая слабость нервной системы и невозможность длительное время удерживать внимание на чем-то одном.

И тут снова вспомним врача Комаровского. А именно его совет родителям ребенка, больного сахарным диабетом: «Выезжайте из Украины. У нас нет нормального медицинского сопровождения и лечения, а значит, вы рискуете жизнью вашего малыша». Спросите, при чем тут сахарный диабет, ведь мы говорим о СДВГ?

Дело в том, что медицинское сопровождение гиперактивности с синдромом дефицита внимания в Украине отсутствует вообще. То есть совсем. У нас его только диагностируют. Детский невропатолог выслушивает жалобы, обследует ребенка и сообщает родителям: «Уважаемые, у вашего ребенка имеется вот такая проблема. Не беспокойтесь, это легкая ненорма. До свидания». На этом помощь медицины гиперактивному ребенку заканчивается. И это настоящая трагедия, о которой вы нигде не услышите и не прочитаете, да и кто считает процент заключенных, суицидов или наркозависимых среди людей, потерявших надежду на нормальную социализацию из-за «легкой» ненормы развития в детстве.

Некоторое время назад в ленте Фейсбука на глаза попался пост иностранца, который приехал работать в Украину в филиале своего банка и жаловался на потерю трудоспособности. Мужчина заметил, что последний месяц не может сосредоточиться на документах, выпускает из памяти важные детали, быстро устает. Причиной он считал отсутствие в нашей стране лекарства, которое принимает всю жизнь. Оказалось, что в детстве ему диагностировали гиперактивность с синдромом дефицита внимания и тогда же назначили медикаменты. Всю жизнь он их принимал, успешно окончил школу, колледж, потом на весьма ответственной работе хорошо справлялся со своими обязанностями, а теперь впервые почувствовал беспомощность.

Когда я показала этот пост маме взрослого мальчика с гиперактивностью, она расплакалась. Первым шоком было то, что мужчина работает в банке. «Как может человек с таким диагнозом работать с деньгами и точными цифрами? Это невозможно!» — сказала мама.

Ее мальчик до сих пор ради шутки называет себя «забывакой». Он все время попадает в неудобные ситуации, поскольку то одно, то другое выпадает из внимания. Научился относиться к этому спокойно и смеяться вместе со всеми над своими неурядицами. Сжился с имиджем чудака. Профессию они выбирали подальше от финансового сектора. Медицину даже не рассматривали — там небольшая невнимательность может стоить человеческой жизни. Вопрос водительских прав обсуждается, но рисков слишком много.

Вторым шоком был факт, что лекарство вообще существует, и проблема решается медикаментозно. То есть если бы в Украине были эти препараты, не нужно было бы проходить все круги ада, которые прошли этот мальчик и его семья. В детском саду можно было избежать ежедневных ссор и скандалов, счастливо пройти ужасные младшие классы, просиженные с нулевым результатом, если не считать школьного невроза, а также букета других фобий и нервного истощения ребенка и родителей. Не было бы жестокости ровесников в подростковом возрасте и старшей школе, насмешек, моральных издевательств и потасовок. Несколько смененных школ. Осуждения окружающих. Титанических усилий не скатиться в пропасть и выплыть.

Если отечественная медицина видит в гиперактивности легкую ненорму, то психология перекладывает всю ответственность на плечи родителей. Наши специалисты утверждают, что это неврологическое расстройство организма ребенка «перерастает» при правильной организации жизни и режима.

Читайте также:  Компливит кальций д3 при беременности отзывы

Опыт показывает, что рациональное зерно в этом есть. Часть негативных явлений действительно сглаживаются с созреванием нервной системы, но не все. Остаются слабость нервных процессов и дефицит внимания. И самую большую опасность представляет психотравматизация, которую ребенок испытывает от социума на протяжении взросления.

В кабинете психолога новичок. Первоклассник Саша смотрит в глаза неожиданно взрослым взглядом и заявляет: «Я плохой». Причем заявляет это с какой-то усталостью, но не без гордости. Нечастые слова для маленького ребенка, но характерные для малышей с гиперактивностью, для подростков с гиперактивностью. И для юношей и девушек с этой проблемой они обычны тоже.

Получается, что в возрасте шести лет у ребенка уже есть одна из наиболее болезненных психологических проблем — негативный образ себя. «Я плохой» — не просто интеллектуальная конструкция, а глубокое эмоциональное переживание, которое даже у взрослого послужит причиной депрессии, что уж говорить о маленьком ребенке. Ситуацию ухудшает и то, что мальчик или девочка осознает: никакие усилия ничего не могут исправить, потому что хорошие намерения перечеркивает их собственная импульсивность и неспособность руководить своим поведением. Кого-то охватывает отчаяние, кто-то, как упомянутый мною Саша, принимает внутреннее решение играть образ негативного героя и хоть так подняться в собственных глазах и получить авторитет у ровесников. Кстати, никакие попытки убедить мальчика в противоположном, в том, что у него есть положительные черты, не увенчались успехом. Наоборот, он их даже встречал в штыки. Ведь психолог — это раз в неделю, а жить со своими непонятными особенностями надо каждый день и с разными людьми.

Социум отторгает гиперактивных детей. Пребывание в садике, а затем в школе превращается в постоянный стресс. Заканчивается это неврозами, фобиями, депрессиями. В подростковом возрасте бьет через край агрессивность с ее реактивным характером. Нередко формируются асоциальные поведенческие паттерны, ведь если все махнули на тебя рукой, трудно не сделать этого и самому. Именно тогда на горизонте появляются окна тюрьмы.

Везет тем детям с СДВГ, у которых есть родители, самоотверженно поддерживающие их несмотря ни на что. Которые не присоединяются к упрекам воспитателей. Которые не делают трагедии из-за плохой успеваемости в школе. Которые не пытаются перевоспитать, а всегда рядом, когда трудно, сложно, непонятно и весь мир против тебя.

Как же родителям относиться к своему гиперактивному ребенку? Как помочь ему так пройти сложный период взросления, чтобы не получить дополнительных травм и проблем? Относиться нужно так, как обычно относятся к больному ребенку, — любить еще сильнее. А помочь можно правильной организацией общей жизни.

Было бы идеально избегать мест, которые могут нанести дополнительную психотравматизацию. Например, если и отдавать малыша в садик, то только до обеда, потому что само укладывание спать служит причиной наибольшего стресса. По возможности не отказываться от специализированных групп, например логопедической. Там малышей немного, и ребенку будет легче, да и воспитатель будет иметь возможность уделять больше внимания.

Не бояться менять школу, в которой сложилась недружелюбная среда. Один раз, два, три — сколько потребуется. Не делать из этого трагедии и относиться спокойно. К сожалению, СДВГ не предполагает индивидуального обучения, а домашнее не все родители потянут, поэтому только так.

Избегать перегрузок. Гиперактивным детям показаны двигательные упражнения по типу спортивной гимнастики или танцев, но лучше — в дошкольном возрасте. Объединять со школьным обучением при слабой нервной системе будет довольно трудно.

Репетиторы — это хорошо. Лучше обращаться к ним в средних и старших классах, когда нервная система достаточно укрепится. Не надо бояться, что двойки в начальной школе — это на всю жизнь. Наоборот, опыт показывает: если не опускать руки, получить хорошие оценки в девятом и одиннадцатом классах вполне реально, и гиперактивный ребенок, имевший в пятом классе двойки по основным предметам, способен после одиннадцатого хорошо написать ВНО и поступить в вуз. Ведь на умственные способности СДВГ никак не влияет, так что наверстать знания можно в любом возрасте, когда удастся поправить здоровье.

Положительного вывода не будет. Пока в нашей стране медицина не повернется лицом к гиперактивным детям и не признает СДВГ прежде всего медицинской проблемой, родители и дети так и будут биться с болезнью своими силами, опираясь на свои личные ресурсы. А поскольку ресурсы у всех разные, включая знания о проблеме, перспективы для каждого конкретного ребенка довольно туманны. Трудно спастись, находясь в эпицентре стихийного бедствия. Нужно, чтобы кто-то пришел на помощь.

Повышенная активность некоторых деток пугает мам, так как они относят ее проявлению синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Действительно, такая вероятность существует. Однако стоит ли паниковать сразу, и как понять, где норма, а где патология? Ведь если вовремя распознать проблему, с ней можно будет бороться.

Рассмотрим, как дефицит внимания понимает Комаровский, и ознакомимся с рекомендациями профессионала, которые помогут родителям при воспитании гиперактивного ребенка.

Чем активный малыш отличается от гиперактивного?

Синдром дефицита внимания по мнению Комаровского встречается почти у 7% деток. Ребенок с СДВГ не будет обдумывать свои действия, осуществляя каждый свой шаг под воздействием импульсов. Он постоянно задает вопросы, при этом не выслушивая на них ответы. Игры он предпочитает подвижные с минимумом правил и отсутствием необходимости концентрироваться.

Читайте также:  Интимная пластика цены в москве

Причем заметить первые признаки синдрома можно будет уже у грудничка. Он будет будто пытаться вырасти быстрее, научиться ходить и говорить. Такие малыши быстро теряют интерес к игрушке, плохо спят и капризничают.

Однако самостоятельно ставить диагноз не стоит. Только опытный психолог или психиатр сможет установить, действительно ребенок имеет СДВГ, или его активность – это всего лишь черта характера.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности Комаровский отличает от обычной общительности и импульсивности по тому, как это влияет на жизнь ребенка в целом. Если он способен нормально поддерживать отношения в коллективе, играть с другими детьми без регулярных конфликтов и успешно обучаться, то вероятнее всего, синдрома нет.

Но если вы отмечаете, что гневливость, неспособность сконцентрироваться на выполнении какого-либо задания или излишняя импульсивность начинает влиять на жизнь вашего чада, стоит незамедлительно обратиться к психологу.

Как лечить СДВГ у ребенка по Комаровскому: советы родителям

СДВГ по мнению Комаровского – это никак не приговор, а скорее сигнал к необходимости особо внимательно отнестись к своему ребенку. Помните о важности комплексности лечения, которое предполагает обращение в обязательном порядке к специалисту, и полное выполнение всех его рекомендаций. Среди них может быть медикаментозное лечение, посещение семейной и индивидуальной психотерапии.

Не стоит забывать и о личном вкладе, который мамам и папам придется внести в лечение.

Существует ряд рекомендаций, способных облегчить воспитание гиперактивных детей:

  • прежде чем обратиться к ребенку, устраните другие объекты, привлекающие его внимание (мультики, игрушки, компьютерные игры и т.п). В противном случае он вас может просто не услышать;
  • постоянно придерживайтесь установленных правил, не меняя их. Если вы что-то запретили сегодня, то завтра и послезавтра это также останется под запретом. Тут важна последовательность и четкое объяснение рамок;
  • выработайте режим дня, при котором одни и те же действия будут осуществляться в строго отведенное время. Для этого можно проконсультироваться с психологом или психиатром;
  • постарайтесь найти ребенку занятие, способное стать для него настоящим хобби. Для этого определите, что у него действительно получается делать. При этом акцентируйте внимание на успехе, а не на неудачах;
  • научитесь взаимодействовать с ребенком вне дома. Продумайте то, как вы будете себя вести, если что-то пойдет не так, а также постарайтесь мягко, но понятно объяснить малышу, как именно стоит себя вести.

Как успокоить ребенка с СДВГ

Важно помнить, что угрозы и агрессия не дадут абсолютно никаких плодов, когда малыш становится практически неуправляемым. Согласно словам Комаровского, дети с диагнозом СДВГ лучше откликаются на уверенную манеру общения, спокойствие и теплоту, которая позволят ребенку расслабиться.

Спокойствие мамы во время успокоения ребенка

Практикуйте методы релаксации и выполнение физических упражнений. Для их назначения стоит проконсультироваться с врачом. Чаще всего советуют устраивать несколько раз во время занятий физкультминутки, практиковать йогу и медитацию.

Также хорошо помогает простое переключение внимания. Например, когда вы замечаете, что ребенок вот-вот «взорвется», отложите учебники или приостановите игру, и предложите ему взамен другую деятельность.

В первую очередь успокойте себя!

Кроме этого, говоря о СДВГ у детей, Комаровский акцентирует внимание и на состоянии родителя. Ведь именно ему придется принять основной удар в лечении, а значит, его собственное состояние также должно быть в норме. Старайтесь выделять хотя бы 20 минут в день для себя. Вместе с ребенком осваивайте методы релаксации, и в любую удобную минуту отдыхайте. Помните, именно вы являетесь той опорой, которая так нужна вашему малышу.

Что об этом говорят родители

Опыт у каждого свой, и не всегда удается справиться с СДВГ. Однако, как показывает практика, упорный труд и хорошее понимание потребностей своего малыша, позволяют добиться видимых результатов. Ниже представлены отзывы мам, которые проходят борьбу с расстройством вместе со своими малышами.

«…Такое впечатление, что все лечение – это простая трата времени. Поведение дочки ужасное, дисциплины никакой…».

Подробнее с отзывами можно ознакомиться на сайте u-mama.ru.

Вывод

Чем больше сил вы вкладываете в своего ребенка, тем быстрее будет заметен результат. Главное помнить, что невозможно справиться с проблемой в одиночку, и не стоит делать из здорового ребенка своего пациента. Посетите врача, установите точный диагноз, и следуйте его указаниям. Тогда есть шанс, что уже к моменту взросления малыш станет здоровым.

Видео — Гиперактивный ребенок — Школа доктора Комаровского

Видео — 10 правил воспитания гиперактивного ребёнка — Доктор Комаровский

У меня дочка с СДВГ. Еще в школу не ходит. Нужны ли какие-то физические упражнения? Думаю на йогу отдать, но переживаю, что рано. Малышке 5 лет.

В этом возрасте уже можно отдавать ребенка на спортивные секции. Предварительно лучше проконсультируйтесь с врачом, который оценит ее состояние здоровья. А пока можно просто устраивать физкультминутки и утреннюю зарядку с использованием малых нагрузок.

Гиперкинетический синдром — расстройство, характеризующееся нарушением внимания, двигательной гиперактивностью и импульсивностью поведения.

Термин «гиперкинетический синдром» имеет в психиатрии несколько синонимов: «гиперкинетическое расстройство» ( hyperki netic disorder ), «гиперактивное расстройство» ( hyperactivity disorder ), «синдром дефицита внимания» ( attention deficite syndrome ), «дефицит внимания с гиперактивностью» (attention-deficite hyperactivity disorder) [ Заваденко Н . Н . и др ., 1997; Faraone S. V. , Biederman J., 1998].

В МКБ-10 этот синдром отнесен к классу «Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте» ( F 9), составляя группу «Гиперкинетические расстройства» ( F 90).

Читайте также:  Фотоомоложение лица цены в москве

Распространенность. Частота синдрома среди детей первых лет жизни колеблется в пределах 1,5—2, среди детей школьного возраста — от 2 до 20 %. У мальчиков гиперкинетический синдром встречается в 3—4 раза чаще, чем у девочек.

Клинические проявления. Гиперкинетические расстройства часто возникают в раннем детстве (до 5 лет), хотя диагностируются значительно позже. Расстройства внимания проявляются повышенной отвлекаемостью (без признаков гиперметаморфоза) и неспособностью к деятельности, требующей когнитивных усилий. Ребенок не может длительно удерживать внимание на игрушке, занятиях, ждать и терпеть. Он испытывает затруднения при необходимость сидеть на месте, при этом он часто беспокойно двигает руками и ногами, ерзает, начинает вставать, бегать, испытывает затруднения в тихом проведении досуга, предпочитая моторную активность. В препубертатном возрасте ребенок может кратковременно сдерживать двигательное беспокойство, ощущая при этом чувство внутреннего напряжения и тревоги. Импульсивность обнаруживается в ответах ребенка, которые он дает, не выслушав вопроса, а также в неспособности дожидаться своей очереди в игровых ситуациях, в прерывании разговоров или игр других. Импульсивность проявляется и в том, что поведение ребенка часто маломотивировано: двигательные реакции и поведенческие поступки неожиданны (рывки, скачки, пробежки, неадекватные ситуации, резкая смена деятельности, прерывание игры, беседы с врачом и т. п.). С началом обучения в школе у детей с гиперкинетическим синдромом нередко выявляются специфические проблемы обучения: трудности письма, расстройства памяти, слухоречевые дисфункции; интеллект, как правило, не нарушается. Почти постоянно у этих

детей наблюдаются эмоциональная лабильность, перцептивные двигательные нарушения и расстройства координации. У 75 % детей довольно устойчиво возникают агрессивное, протестное, вызывающее поведение или, напротив, подавленное настроение и тревога, нередко как вторичные образования, связанные с нарушением внутрисемейных и межперсональных отношений.

При неврологическом обследовании у детей обнаруживаются «мягкие» неврологические симптомы и координаторные нарушения, незрелость зрительно-моторной координации и восприятия, слуховой дифференциации. На ЭЭГ выявляются характерные для синдрома особенности [Горбачевская Н. Л. и др., 1998].

В некоторых случаях первые проявления синдрома обнаруживаются в младенчестве: дети с этим расстройством чрезмерно чувствительны к раздражителям и легко травмируются шумом, светом, изменениями температуры окружающей среды, обстановки. Типичными являются двигательное беспокойство в виде чрезмерной активности в кровати, в бодрствовании и нередко во сне, сопротивление пеленанию, непродолжительный сон, эмоциональная лабильность.

Течение гиперкинетических расстройств индивидуально. Как правило, купирование патологических симптомов наступает в возрасте 12—20 лет, причем сначала ослабевают, а затем исчезают двигательная гиперактивность и импульсивность; расстройства внимания регрессируют последними. Но в некоторых случаях может обнаруживаться предрасположенность к антисоциальному поведению, личностным и эмоциональным расстройствам. В 15—20 % случаев симптомы расстройства внимания с гиперактивностью сохраняются на всю жизнь человека, проявляясь на субклиническом уровне.

Синдром дефицита внимания необходимо дифференцировать от других поведенческих нарушений у детей с агрессивностью и двигательной расторможенностью, которые могут быть проявлениями психопатоподобных нарушений на фоне церебрально-органических резидуальных дисфункций, а также представлять собой дебют эндогенных психических заболеваний (например, кататоническое возбуждение с гебефренными проявлениями в поведении и др.).

Этиология и патогенез Клинические проявления гиперкинетического синдрома соответствуют представлениям о задержке созревания структур мозга, ответственных за регуляцию и контроль функции внимания Это делает правомерным его рассмотрение в общей группе искажений развития. Единой причины синдрома нет и его развитие может быть вызвано различными внутренними и внешними факторами (травматическими, обменными, токсическими, инфекционными, патологии беременности и родов и др.). Среди них выделяют и психосоциальные факторы в виде эмоциональной депривации, стрессы, связанные с разными формами насилия, и т. п. Большое место отводится генетическим и конституциональным факторам. Все перечисленные влияния могут приводить к той форме мозговой патологии, которая ранее обозначалась как «минимальная мозговая дисфункция». В 1957 г. M. Laufer именно с ней связал клинический синдром вышеописанного характера, который и назвал гиперкинетическим.

Этиологической гетерогенности гиперкинетического синдрома могут быть противопоставлены попытки современных исследователей установить его основные патогенетические звенья. Обобщение соответствующих данных было представлено в 1998 г. S. V. Far aone и J Biederman. В процессе семейных и близнецовых исследований, а также в работах, выполненных с помощью метода приемных детей, сегреционного и молекулярно-генетического анализа, было показано, что значительную роль в

развитии синдрома дефицита внимания играет генетический компонент Молекулярно-генетические исследования, в частности, дали основание предположить, что 3 гена могут увеличивать предрасположенность к синдрому: гены дофаминового рецептора D4 и D2, ген дофаминового транспортера У детей с гиперкинетическим синдромом был установлен нейропсихологический дефицит, касающийся прежде всего исполнительных функций интеллекта и рабочей памяти: по своему типу этот дефицит сходен с таковым при лобном синдроме у взрослых. Это дало основание предположить существование дисфункции лобной коры и нейрохимических систем, проецирующихся в лобную кору. Компьютерная томография подтвердила вовлеченность лобно-подкорковых путей Эти пути, как известно, богаты катехоламинами (чем отчасти может быть объяснено лечебное действие стимуляторов). Существует и катехоламиновая гипотеза синдрома, но пока прямых ее доказательств не получено.

Лечение. Единой точки зрения на лечение гипердинамического синдрома нет. В зарубежной литературе акцент в терапии этих состояний делается на церебральные стимуляторы: метилфенидат (ритилин), пемолин (цилерт), дексадрин. Рекомендуется использовать препараты, стимулирующие созревание нервных клеток (церебролизин, когитум, ноотропы, витамины группы В и др.), улучшающие мозговой кровоток (кавинтон, сермион, оксибрал и др.) в сочетании с этаперазином, сонапаксом, тераленом и др. Важное место в лечебных мероприятиях отводится психологической поддержке родителей, семейной психотерапии, установлению контакта и тесного сотрудничества с воспитателем и педагогами детских коллективов, где воспитываются или учатся эти дети.

Ссылка на основную публикацию
Дети анатолия васильева
Содержание (быстрый переход) Актера, снявшегося в таких популярных кинофильмах, как «Экипаж», «Татьянин день», «Сваты» многие ассоциируют с его героями –...
Деринат срок годности после открытия
есть ли в продаже винкристин? Добрый день! Хочу уточнить срок годности имеющейся у вас в продаже партии Метотрексата-Эбеве. Подскажите пожалуйста,заказал...
Дерматит верхнего века лечение
Дерматит на веке глаза представляет собою воспаление кожи вокруг глаз. Проявляется подобная патология вследствие воздействия различных внутренних факторов и провокаторов...
Детское средство от запора
Распространенной проблемой, возникающей у детей и младенцев, является не своевременное опорожнение кишечника. Помимо того, что это достаточно болезненное для малыша...
Adblock detector